Новости
О средствах невербального общения  / 01.03.2013
Татьяна Крикункова

28 февраля в Тульском государственном университете прошло первое в новом астрономическом и уже третье в учебном году занятие Школы PR. Темой его стала невербальная коммуникация. «Школяров» ожидали увлекательная мини-лекция и интересный тренинг.

Свою лекцию Ольга Евгеньевна Бочарова начала с вопроса: «Уважаемые „школяры“, когда вы впервые встречаете человека, на что вы сразу же обращаете внимание?» Посыпались ответы: «На мимику!», «На внешний вид!», «На позу и положение рук!» Таким образом, студенты с помощью интерпретаций дали чёткое определение невербальной коммуникации, которая по своей сути является общением без слов.
 
Как подчеркнула Ольга Евгеньевна, до 80% информации передаётся при помощи невербальных средств. Более того, невербальная коммуникация представляет собой бесценный источник именно достоверной информации, поскольку, если даже человек и может попытаться скрыть свои истинные чувства за словами, то поза, жесты, взгляд и выражение лица красноречивее всех слов расскажут о том, что происходит у него в душе и о чём он думает.
 
PR-специалист должен знать, что невербальная коммуникация позволяет человеку производить позитивное впечатление, «читать» своего собеседника, дополняет и усиливает речь, замещает её и опровергает, а также помогает проверить речь на истинность. В подтверждение своих слов Ольга Евгеньевна предложила ребятам пройти тест, содержащий двадцать вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Результаты теста показали, что наши «школяры» — наблюдательные люди, обладающие хорошей интуицией.
 
Органы чувств, отметила Ольга Евгеньевна, являются каналами невербальной коммуникации. Что же касается жестов, то они бывают естественными и искусственными. Ко вторым, в частности, относятся движения рук дирижёра и глухонемых людей. Естественные жесты поражают своим многообразием. Так, например, открытая ладонь свидетельствует о преданности, но если же руки спрятаны в карманы, то это говорит о неуверенности человека. Руки, сжатые в кулак, показывают, что собеседник собирается с мыслями. Скрещивание рук или ног относится к закрытым жестам, а вот если во время беседы человек потирает нос, то это верный признак того, что он вам не доверяет. Если же человек потирает глаз, он пытается блокировать ложь, кстати, этот жест родом из детства. Ну, а если поглаживает подбородок, то это означает, что в его голове идёт процесс принятия решения.
 
Барьеры из рук — яркие символы невербальной коммуникации. Говорят они о закрытости человека, нежелании впускать кого бы то ни было в свой внутренний мир. Полубарьеры из рук, с одной стороны, свидетельствует об открытости, с другой стороны, о стремлении сохранить свой внутренний комфорт.
 
Отдельный класс представляют рукопожатия. Если человек подаёт руку ладонью вниз, то это показывает, что он хочет доминировать в отношениях. Подав такому человеку руку тоже ладонью вниз, собеседник продемонстрирует, что подчиняться не намерен. Рукопожатие «перчаткой» говорит о дружелюбии, а «котлеткой» (за кончики пальцев) — о нерешительности и слабом характере партнёров.
 
Что же касается походки, то вот она-то как раз с трудом поддаётся контролю. Однако существуют определённые «приметы». Широкий, ритмичный шаг — признак хорошего настроения, размашистый шаг (особенно при малом росте человека) свидетельствует о целеустремлённости личности.
 
Как объяснила Ольга Евгеньевна, мимика — это движения мышц лица, спровоцированные эмоциями. Побледнение и покраснение лица имеют особый, соматический, характер, поскольку чаще всего человек ничего не может с собой поделать, чтобы остановить краску, заливающую его лицо, или предотвратить «прикрепление» бледной маски. Выражения удивления, испуга, отвращения, радости, грусти (печали), злости и гнева являются врождёнными и одинаково свойственны всем культурам.
 
Глаза, как известно, зеркало души. На зрительный контакт, подчеркнула Ольга Евгеньевна, приходится две трети времени общения. Стопроцентный зрительный контакт, то есть когда собеседники пожирают друг друга глазами, свидетельствует об агрессивности обоих. Существуют три вида взглядов: деловой, скользящий между глаз собеседника, социальный, движущийся от глаз до подбородка, и интимный, направленный на глаза и на область ниже шеи.
 
По голосу, даже не видя человека, можно определить его пол, возраст и настроение. Паралингвистика подразумевает темп, тембр и интонацию голоса, экстралингвистика — смех, плач, паузы и вздохи, а просодика — акцент.
 
Смех, как одно из средств невербальной коммуникации, тоже позволяет дать характеристику человека. Если человек смеётся с открытым ртом, то он темпераментная личность, если же, смеясь, держится за подбородок, то это свидетельствует о том, что в нём ещё сохранились черты юности.
 
Для невербальной коммуникации огромное значение имеет также пространство или проксемика. Существуют четыре межсубъектные зоны: интимная, личная, социальная и публичная.
 
Закрепила лекционный материал тренировка. Ольга Евгеньевна предложила «школярам» поиграть в «Крокодила». С помощью жестов, мимики и взглядов они должны были сначала изобразить какие либо действия или понятия, а затем — эмоции: энтузиазм, грусть, задумчивость, неуверенность и другие. Как объяснила Ольга Евгеньевна, такие упражнения способствуют развитию эмоционального слуха.
 
Завершилось занятие беседой о цвете. Ребята узнали много нового и интересного об уже хорошо известных, как им казалось, цветах. Красный символизирует праздник, победу, радость, но одновременно и активность, и агрессию. В зелёном огромную роль играет оттенок, от которого зависит и значение цвета. Поэтому один оттенок зелёного означает надёжность и прочность, другой — спокойствие, а третий — уже... тоску. Противоречив и фиолетовый цвет: он может означать и тайну, и траур, и безразличие. Недаром же говорят: " А мне это сугубо фиолетово«.
 
Разговор о цвете Ольга Евгеньевна завела не случайно. Дело в том, что цвет, в определённой мере, тоже относится к средствам невербальной коммуникации. В первую очередь человек реагирует на цветовое пятно, создаваемое одеждой его собеседника, и только во вторую — на фасон его туалета. А поскольку встречают всё-таки по одёжке, то Ольга Евгеньевна предложила «школярам» очень интересное домашнее задание — разработать униформу для преподавателей и студентов Тульского государственного университета по гендерному принципу. Так что на следующем занятии «школярам» придётся выступить в качестве модельеров.


Фото Михаила Гиндина
Новости и события
← О средствах невербального общения