Решение задач управления столь сложной структурой как высшее учебное заведение, опирается на огромные объемы информационных потоков и документов. Существенно ужесточаются требования как к оперативности обработки информации, так и к надежности и достоверности этой обработки.
Более того, в современном мире учебные заведения все чаще сталкиваются с вопросами финансово-экономического и маркетингового характера, с вопросами потери или задержки прохождения информации, от решения которых зависит нормальное функционирование организации и привлекательность вуза для абитуриентов.
Также дополнительные задачи ставит закон о защите персональных данных, который требует провести ряд мероприятий по разграничению и ужесточения доступа к информации связанной с человеком. Закон был принят 27 июля 2006 года и потребовал от нас смены платформы разработки и самой программы учебного процесса.
Помочь решить данные вопросы и достичь поставленных целей должна система автоматизации учебного процесса.
Цели автоматизации ВУЗа:
-
Соответствие требованиям закона о защите персональной информации;
-
Подготовка аккредитации и лицензированию (Упрощение сбора отчетности, повышение прозрачности отчетов);
-
Управление качеством, повышение качества образования;
-
Бизнес-планирование и оптимизация деятельности;
-
Сокращение материальных и временных затрат.
Для достижения целей информационная система должна обладать следующими свойствами:
-
единое хранилище информации, полно описывающей деятельность ВУЗа;
-
обеспечение всех уровней управления ВУЗа информацией, проведение сквозных процессов;
-
достоверность и целостность информации;
-
гибкость и адаптируемость к изменяющимся условиям.
В период с осени 2008 года по декабрь 2009 была проведена работа по выбору программного продукта для обеспечения сопровождения учебного процесса. Был проведен конкурс, рассмотрено несколько предложений и конкурсная комиссия выбор остановила на системе Naumen-University.
Выбор осуществлялся по совокупности параметров:
-
Соответствие системы требованиям законодательства (ФЗ «О защите персональных данных»),
-
Функциональность системы,
-
Открытость исходных кодов и возможность доработки системы своими силами,
-
Стоимость внедрения,
-
Стоимость владения,
-
Опыт разработчика по внедрению данной системы.
Система предусматривает возможность работы не только сотрудников подразделений, но и студентов, преподавателей. Позволяет организовать информационный Интернет-портал с персонифицированным защищенным доступом к расписанию, успеваемости, оплате по договорам для студентов; Учебным планам, УМК для преподавателей.
Система Naumen University - это информационно-аналитическая система для организации управления учебным процессом в высших и средних специальных учебных заведениях. Внедрение Naumen University позволит комплексно подойти к решению задач, стоящих перед современным учебным заведением.
Naumen University – это отечественное решение, учитывающее российскую специфику образования, эксплуатируемое в коммерческих и государственных ВУЗах России различного масштаба.
Принципы внедрения:
-
ИС должна содержать и заполняться «правдивыми» данными своевременно;
-
ИС не должна содержать противоречивых данных;
-
ИС должна по возможности располагаться в Единой БД или в нескольких БД с сопряженными и синхронизируемыми общими справочниками;
-
СУБД используемая в Единой БД или в нескольких БД должна соответствовать требованиям Закона о защите персональных данных.
Повышение эффективности работы высшего учебного заведения достигается за счет:
-
организации единого хранилища информации обо всех сущностях и процессах вуза;
-
унификации и повышения прозрачности процессов внутри вуза;
-
получения достоверной отчетности о деятельности высшего учебного заведения – своевременное информирование руководителей на всех уровнях о текущей ситуации;
-
сокращения сроков согласования и распространения документов;
-
оперативного предоставления информации студентам, сотрудникам ВУЗа, ректорату, родителям и опекунам студентов;
-
соответствия документов и процессов требованиям существующего законодательства.