Версия для слабовидящих
Новости
It's Rock ‘n’ Roll, Baby! / 22.03.2011
Михаил Широкий

17 марта в концертном зале 9-го корпуса Тульского государственного университета прошел ежегодный рок-фестиваль, в котором приняли участие студенческие рок-группы, а в качестве специального гостя фестиваля выступила известная в нашем городе группа «Indigo».

Легендарный Фрэнк Заппа — американский гитарист, композитор, певец, кинорежиссер и сатирик, руководитель группы The Mothers of Invention однажды сказал: «Писать о музыке — все равно, что танцевать архитектуру». Пожалуй, это высказывание в равной степени можно отнести к любой сфере искусства, будь то музыка, живопись, скульптура, режиссура, архитектура — все что угодно, кроме, разве что самой литературы. Однако далеко не у всех поклонников искусства есть возможность посещать галереи, выставки, концерты, путешествовать по миру, дабы насладиться всей красотой и многообразием творческой стороны человеческого существования. И поклонники рока не исключение и тоже хотят знать новости и получать отчеты с концертов, например рок-фестиваля, прошедшего на сцене ТулГУ 17 марта. Сегодня мы поговорим о музыке. Тяжелой музыке. А танцы оставим архитекторам.

Если театр начинается с вешалки, то рок-концерт — нет, господа, не с пива, — любой рок-концерт начинается с предвкушения того, как музыканты выйдут на сцену и зададут жару так, чтоб сцена «горела». Именно предвкушение — та самая невидимая грань, разделяющая спокойных, относительно уравновешенных поклонников от толпы бушующих фанатов. И никто не будет спорить, что именно для этих фанатов и проводятся рок-концерты, ведь именно они, не скрывая своих эмоций «отрываются» по полной, отдавая то, что у них есть при себе в огромном количестве — эмоции! И именно ради них музыканты выходят на сцену, ведь творчество должно прежде всего приносить удовольствие — и исполнителям, и самим слушателям.

Первыми на сцену вышли музыканты группы «Silver Spring» (в пер с англ. «Серебряная весна», «Серебряный источник»). Стиль группы определить достаточно сложно. По словам самих музыкантов, им «безразличны все рамки стилей и форматные убеждения критиков и других людей». Трудно сказать, то ли от волнения (все-таки зал был практически полностью забит слушателями), то ли по другой причине, но эти ребята могут играть и уже неоднократно играли лучше, чем сегодня. Сыграно было совсем неплохо, что называется с чувством, толком и расстановкой, но чего-то ребятам не хватало. Ну и не будем забывать, что выступать первыми на фестивалях престижно, но весьма сложно, ведь фактически на тебя ложиться ответственность разогреть зал, с которой «Silver Spring» справились, и значительно помогли группе — «Эфес», вышедшей на сцену вторыми.

«Эфес» уже выигрывала один из рок-фестивалей, получив приз зрительских симпатий. Ребята являются чистокровной политеховской командой, то есть все музыканты в коллективе являются студентами ТулГУ. Группа «Эфес» является сторонником стиля «Hard’n’Heavy», но играют и более легкие композиции, а иногда радуют слушателя кавер-версиями песен нашей и зарубежной эстрады. Пока музыканты группы отстраивались, бас-гитарист «Эфеса» Илья Лосев общался с залом, не давая зрителям скучать во время «саундчека». Он поблагодарил группу «Silver Spring» за хорошее выступление и сказал несколько слов о своем коллективе. Впоследствии мы увидели Илью на сцене еще не раз — он выходил из за кулис сразу после ведущего и как мог поднимал настроение собравшимся, пока музыканты отстраивали звук.

Хотелось бы отметить качественный и приятный вокал Максима Луцкого — вокалиста и клавишника «Эфеса», и если клавишные партии добавляют приятный колорит к звучанию группы, то голос является ее визитной карточкой. Конечно, Максиму есть куда расти и к чему стремиться, как и любому хорошему музыканту и достижение им высот в вокале лишь дело времени и интенсивных занятий. И того, и другого у Максима достаточно.

Группа отыграла несколько песен и зрители уже были готовы вскочить со своих мест и прыгать возле сцены в дыму и свете прожекторов. Однако для этого не хватало одного маленького катализатора, ставшего рок-хитом практически сразу после своего выхода, в альбоме Machine Head в 1972 году. Конечно же, речь идет о бессмертной композиции группы «Deep Purple» — Smoke on the water. И когда послышались первые аккорды композиции, которую мы все прекрасно знаем, зал вскочил и ринулся к сцене. Вот теперь рок-фестиваль точно начался.

Третьими на сцену вышли музыканты молодой группы «План 9», представляющие машиностроительный факультет. Хотя молодая группа, это как посмотреть — большинство музыкантов уже играли вместе достаточно продолжительное время под названием «Перепады настроений». Работают ребята в стиле инди-панк-поп-гранж и этим все сказано. Подобных коллективов в Туле немного, поэтому мы должны ценить и уважать творчество каждого из них, даже если не слушаем подобную музыку или терпеть ее не можем. Главное, что ребятам нравится играть то, что они играют, и свой слушатель у них есть. Правда, несколько осложнила ситуацию длительная отстройка звука участниками коллектива, из-за чего, по всей видимости, они не смогли сыграть столько песен, сколько планировали первоначально. Однако, искусство требует жертв. Нам бы хотелось услышать больше композиций группы, поскольку сформировать свое представление о группе по двум композициям попросту невозможно, однако все получилось так, как получилось.

Следующими мы увидели группу «Mystery of Planet», коллектив с богатым опытом выступлений, ранее известный как группа «Магистраль», неоднократно занимавший призовые места на рок-фестивалях ТулГУ. Группа оставила о себе двоякое впечатление. Также как и «Silver Spring» мы слышали их и раньше, с уверенностью можем сказать, что они способны на большее. Состав музыкантов сильный, особенно хочется отметить уровень игры соло-гитариста группы. Однако мы снова не можем сказать в чем дело: то ли в самих музыкантах, то ли в звуке, идущем со сцены, — однако порой звук смешивался в «кашу» и становилось трудно различить отдельный инструмент в «миксе». Но в любом случае ребята по-настоящему «зажгли» зал, устроив шквал эмоций возле сцены и главное здесь не то, каким был звук, а реакция зрителей, поэтому ребята заслуженно заняли первое место на фестивале.

Когда на сцену вышли музыканты группы «Roxity», толпа у сцены не собиралась расходиться по своим местам. То ли предыдущий коллектив так завел слушателей, то ли они заранее знали, что «Roxity» не обманет их ожиданий. И оказались правы. Группа состоит из молодых, но опытных музыкантов, некоторые из которых были ранее замечены в составе небезызвестной в наших краях группы «Империя». Репертуар ориентирован только на мировые рок-хиты, поэтому своего материала группа не играла, но зато качественно и с драйвом исполнила «классику». «Под музыку „Roxity“ можно и попрыгать в веселой компании и пригласить девушку на медленный танец», — отмечают музыканты группы. Вот и попрыгали в веселой компании ребята от души.

Группа «Черт возьми», вышедшая следом известна тульскому слушателю уже давно. Коллектив играет довольно легкую музыку, создавая ненавязчивую атмосферу отдыха и веселья. Ребята достаточно сыграны и отработали свой сет довольно профессионально. Особенный восторг музыка «Черт возьми» вызвала у представительниц слабого пола, которые подпевали вокалисту так громко, что прекрасно слышалось даже из конца зала.

Когда «Guten Morguen» появились на сцене, мы были уверены, что народ уже порядком подустал. Однако стоило ребятам заиграть, слушатели воспряли духом. Как говорят сами музыканты, они «не собираются потрясать слушателя сложной и зубодробительной музыкой, „грузить“ выдуманными обидами непонятно на что или учить его жить». За два года своего творчества ребята достигли многого: достойно выступая на различных конкурсах и фестивалях регионального уровня, они нашли «свою» аудиторию, сделали несколько пробных записей и готовятся к выпуску дебютного альбома. В 2008 году группа заняла второе место на рок-фестивале ТулГУ и повторила свой подвиг, заняв второе место в этом году.

Предпоследней мы увидели и услышали группу «Алатарис». Во-первых, что было весьма неожиданным для нас и для большинства зрителей, это одеяние вокалиста, вышедшего к микрофону в черном плаще, что создавало определенный мрачный, по-своему зловещий антураж группы. Музыка, исполняемая группой, была самой тяжелой на фестивале, однако звук «Mystery of Planet» показался нам плотнее и насыщенней. Поклонникам тяжелых и не только стилей музыки удалось вдоволь насладиться, однако звук за сценой стал невыносимо громким, из-за чего нам пришлось на время покинуть зал. На текущий момент «Алатарис» имеет довольно богатый концертный опыт и в Туле, и за ее пределами. Группа успела полюбиться слушателям своей мелодичностью и своеобразным поведением на сцене. Коллектив не загоняет себя в какие-либо музыкальные рамки, не боится экспериментов и постоянно ищет новые пути развития и сочетает в своем творчестве различные стили. На сегодняшний момент группа приступила к записи дебютного полноформатного альбома, и вскоре представит его свету.

Завершили программу фестиваля специальные гости этого вечера, неминуемо приближающегося к ночи — группа «Indigo». Когда пытаешься весь вечер составить представление обо всех музыкальных коллективах на фестивале, невольно можно столкнуться с небольшой путаницей в голове. В таких случаях мнение автора будущей статьи становится или необъективным, или неоднозначным. Наше мнение, в очередной раз было неоднозначным. С одной стороны — профессиональный, сыгранный музыкальный коллектив, качественно отыграли весь материал. С другой стороны — было сыграно суховато. Нельзя сказать, что бездушно, однако складывалось невольное впечатление, что музыканты не получали особого удовольствия от того, что делают. Возможно, дело в том, что коллектив профессиональный и выступал такое количество раз на всевозможных мероприятиях и корпоративах, что позабыли какую радость испытываешь, выходя на приличную сцену в нашем городе. А возможно, это наше субъективное мнение. Трудно сказать, однако зрителям группа понравилась, и знаете, на то есть причины. Коллектив объединил в себе творчество хороших музыкантов, не только с профессиональной точки зрения, но и с точки зрения таланта, в результате чего выступление группы «Indigo» стало достойным завершением рок-фестиваля ТулГУ.

И вот жюри подвело итоги:

1 место — «Mystery of Planet»;

2 место — «Guten Morguen»;

3 место, а также приз зрительских симпатий — «Эфес».

В завершение мы поговорили с одним из зрителей фестиваля, с человеком, который знает о рок-музыке не понаслышке просто потому, что сам ее исполняет.

— Итак, Павел. Фестиваль подошел к концу. Какие впечатления у вас остались?

— Впечатления положительные. Прежде всего, хочу отметить хорошую организацию данного мероприятия. Очень удачно был установлен свет, благодаря чему создавалось впечатление, что молодые исполнители выступают по-настоящему на большой сцене. Так же отрадно было видеть большое количество молодых людей, которые поддерживали участников аплодисментами. Особенно приятно отметить тот факт, что проведение этого фестиваля уже сложившаяся традиция, ведь подобные мероприятия помогают раскрыться молодым, талантливым людям, а музыка способствует творческому и духовному росту, позволяет всесторонне развиваться.

— Расскажите про рок в целом и про ваше отношение к музыке этого жанра.

— Очень часто можно услышать мнение старшего поколения, что рок-музыка является неким фактором, развращающим молодежь. Однако хочу уверить, что в ней нет ничего ужасного. Напротив, это открытость, это непосредственность самовыражения. Рок-музыка более глубокая и честная, и именно по этому в ней нет ничего злого. Рок — это нечто настоящее. То, что пытаются навязать с телеэкранов зачастую гораздо более низкого качества и содержания, чем то, что пытаются до нас донести своим исполнением молодые рок-музыканты.

— Только молодые рок-музыканты?

— Не всегда, однако, со временем любое, даже прекрасное можно превратить в механизм для заработка денег, даже искусство, но именно молодые рок-исполнители играют по-настоящему честную музыку, в которой нет грязи, нет денег, а значит, есть чистота и искренность.

— Коль уж мы коснулись этой темы, насколько не уживаются вместе искусство и возможность заработать на нем деньги? Проще говоря, как далек рок от шоу-бизнеса?

— Есть тонкая грань, когда искусство превращается в шоу-бизнес и человек начинает творить ради денег. Это уже шоу-бизнес и вполне нормально когда за свой труд человек получает вознаграждение. Это и признание, если хотите, но когда самоцелью становится заработок денег, здесь искусство умирает. К несчастью это так.

— Как же тогда прожить музыканту?

— В нашем городе и в целом по стране сделать это трудно. Так повелось, что развитие рок-музыки у нас и не только у нас, находится на весьма низкой ступени по западным меркам. Не для кого ни секрет, что рок-музыка пришла к нам с запада, тем не менее там ситуация складывается иначе. За рубежом за то, что музыкант делает, он может рассчитывать на вознаграждение. В нашей стране нет столько слушателей и поклонников данного вида творческого самовыражения, да и отношение к тяжелой музыке несколько иное поэтому, в нашей стране рок может быть либо коммерческим, либо искренним и настоящим, но, к сожалению, бедным. Поэтому это скорее хобби.

— Хорошо, Павел, но давайте вернемся к тульской музыке. Как дела с музыкальным искусством обстоят в нашем городе?

— Все не просто. В нашем городе дела с рок-музыкой обстоят не так, как хотелось бы. У нас в принципе нет площадки, где можно было бы выступать рок-группам, куда представители клуба могли бы привозить более или менее знаменитые коллективы. Кончено, есть рок-клуб «Молот», и недавно открывшийся клуб «V-2», но, конечно же, до уровня московских им далековато. Как мне кажется, это связано с тем, что окупить денежные вложения в рок-клуб довольно сложно. Все-таки количество посетителей рок-клубов заметно уступает любителям таких заведений, как «Премьер» или «Казанова».

— Не значит ли это, что рок-музыка в нашем городе вымирает?

— Не сказал бы. Практически постоянно молодые люди создают новые коллективы, а некоторые даже записывают собственные EP (от англ. Extended Play — мини-альбом) и даже полноформатные альбомы. Просто все это движение сейчас находится в своеобразном подполье, и практически незаметно для обывателя. Но, как говориться, кто «в теме», тот знает.

— То есть мы приходим к выводу, что рок-музыка находится в подполье, а музыка танцевальных жанров наоборот популяризируется? Но ни это ли является верным признаком того, что рок ближе к искусству, ведь подполье практически отрицает какой-либо коммерческий подход к творчеству.

— Вполне возможно. Просто так сложилось, что рок-музыка не является массовой по своей природе, да, наверное, она и не должна ей быть. Проще ведь не забивать себе голову смыслом текстов, звучанием инструментов. Поэтому попса и «танцевальная музыка» всегда будут более массовым явлением.

— Тогда давайте попробуем ответить на самый сложный и самый главный вопрос. Почему получилось в Америке, почему получилось в Европе и почему не выходит у нас? Может быть рок, это чужое для нашей страны явление?

— Дело в том, что исторически Россия всегда шла несколько иным путем. То, что было протестом в 80-х годах, постепенно вылилось в такое направление как Русский Рок. В свою очередь нельзя не заметить, что это направление отличается от того, что играют и делают на Западе. Дело, наверное, в нашем менталитете, в нашем образе жизни, хотя, если мы вспомним, то рок-музыка уходит своими корнями аж в середину XX века в то время как в СССР она стала доступной только в конце 80-х годов. Фактически мы отстаем от запада в этом направлении на несколько десятков лет. Также, нельзя не отметить тот факт, что в последнее время все больше появляется интересных молодых коллективов, которые играют практически все известные на западе музыкальные направления.

— Кстати, о молодых коллективах. Сейчас Русский Рок отходит на задний план, не просто теряя своих позиции, а приобретая некое архаическое значение. Как по вашему, Русский Рок как явление вымирает и уступает свое место всевозможным молодым коллективам, играющим в жанрах с приставкой «core» на конце?

— Может быть, однако в этом нет ничего плохого. В конце концов, молодые исполнители зачастую более техничны и прогрессивны в музыкальном плане, чем отцы-основатели. Времена меняются, появляются новые стили, меняется сама музыка. В принципе играть можно все что угодно — главное делать это качественно, отдавать всего себя музыке. Мне кажется, что любой человек, который несет в массы что-то, должен делать это искренне и ни в коем случае не допускать халтуры. А стиль здесь имеет второстепенное значение, ведь вкусы у всех разные.

— Скажите, Павел. Что, по-Вашему, ждет нашу музыку в будущем?

— Трудно сказать. Время покажет. Главное, чтобы рок не становился «попсой» в негативном смысле этого слова. К сожалению, очень часто рок-музыка — это неформат, поэтому ожидать чего-то особенно большого и светлого я бы не стал.

— Итак. Рок-музыка в нашей стране отстала от западной, не имеет особо светлого будущего и весьма сложное в моральном и материальном плане занятие. Согласитесь, весьма не радужные перспективы. Однако музыкальных групп становится больше и больше. Что же заставляет людей заниматься этим? На что надеются музыканты? Откуда берут силы противопоставлять себя жестокой реальности?

— Наверное силы берутся от желания изменить эту реальность, а она очень часто не такая, какой бы нам хотелось ее видеть — так было, так есть и так будет. Наверное, рок-музыка это то, что дает нам силы изменить мир в лучшую сторону, по крайней мере, для себя самого. Если не рассуждать об этом в глобальном смысле, то для кого-то это уход от проблем, кто-то ищет себя, а для кого-то это хобби или же просто возможность пообщаться с друзьями и людьми близкими по духу.

 В недавнем интервью журналу «Classic Rock» музыкант Кид Рок на вопрос журналиста, как долго он еще сможет продолжать, ответил: «Я буду держаться столько, сколько смогу». Сколько сможете держаться Вы?

— Отвечу почти теми же словами. Я буду играть столько, сколько мне это будет доставлять удовольствие. В конечном итоге, когда ты устаешь от чего-либо или тебе это надоедает, то лучше сменить свое увлечение, чтобы не мучить себя и других.



Фото Владислава Бокарева
Новости и события
← It's Rock ‘n’ Roll, Baby!